Бизнес модель лоукостеров

Типичная бизнес-модель лоукостеров обычно включает следующие положения:

  • один пассажирский класс;
  • один тип самолета, например Boeing 737, что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники;
  • минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, отсутствие развлекательных видеопанелей, AVOD, систем цифровой связи пилотов с землей ACARS, автоторможения и т. д., что делает стоимость машины ниже и уменьшает её вес, а значит, и расход топлива;
  • простая схема платы за проезд, использование одного бланка для проезда в оба конца, а в последнее время обычным является полное отсутствие бумажных билетов при переходе на электронные билеты;
  • акцент на прямых продажах билетов, особенно через Интернет (с целью избежания выплат комиссионных агентам и системам резервирования);
  • типично увеличение цены билета по мере заполнения самолёта с целью поощрения раннего резервирования;
  • отсутствие мест в посадочных талонах (сейчас уже редко) то есть поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места;
  • использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью избежания возможных задержек из-за загрузки воздушного пространства, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;
  • исполнение в течение дня многих рейсов одним самолетом, быстрый оборот самолётов в аэропортах (в ряде компаний самолеты в сутки делают по 6 рейсов и при этом проводит в полете более 10 часов);
  • простые маршруты, маршруты строятся по принципу из точки в точку (прямые рейсы между аэропортами) вместо использования промежуточных посадок в хабах (также с целью максимального использования самолёта и избежания задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами);
  • ориентация на прямые перелеты (багаж не перемещают автоматически с рейса на рейс даже если это рейсы одной компании);
  • сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг в разряд платных;
  • получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров;
  • служащие выполняют сразу несколько функций, например бортпроводники, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона, регистрируют пассажиров на рейс (с целью экономии фонда оплаты труда);
  • уменьшение роли особых сервисов (например, повышение возраста детей, начиная с которого можно лететь самостоятельно), что снижает затраты на них;
  • агрессивные программы хеджирования стоимости топлива.

Не каждый лоукостер  осуществляет весь набор вышеперечисленных мероприятий (например, некоторые лоу-кост авиакомпании указывают номера мест в посадочных талонах, а другие используют несколько типов самолётов).